Советы педагога-психолога

Рекомендации родителям по развитию самоконтроля у детей

Общение с ребенком.

Постарайтесь заранее договориться с ребенком, когда вы проведете время вместе. Или же подключайте, в игровой форме, ребенка к Вашим делам. Если ребенок в данный момент не хочет такого общения – не настаивайте.  В общение с ребенком должен входить тактильный контакт.

Ответственность.

Формировать у ребенка ответственность следует, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность – более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения. Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.

Включение ребенка в семейные дела.

Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок, на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для Вас его мнения.

Школа.

Обязательно интересуйтесь, как дела в школе: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие моменты школьной жизни и не будет копить в себе негативные переживания. Все, что рассказывает ребенок о школе – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.

Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный настрой на уроки.

Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий.

Ребенок может придумать себе расписание дня, в котором прописано, когда у него время для уроков, а когда для отдыха. Для начала, время на уроки лучше брать побольше. Постепенно время следует сокращать.

Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.

Конфликты. 

С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время – время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях. Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно. Советуйте, но не навязывайте, как поступить. 

С родителями: дайте ребенку понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите, что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.

Семейные правила.

Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьей и красиво записаны на листе бумаги с подписью всех членов семьи.

свернуть

Психологические рекомендации родителям первоклассников

Психологические рекомендации родителям первоклассников

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  2. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и, если она вам плохо удается - это не вина ребенка.
  3. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь: это не займет много времени.
  4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  5. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  6. После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, надо два- три часа отдохнуть (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.
  7. Во время приготовления уроков не сидите у малыша над душой, дайте ему возможность работать самому, но, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается)- необходимы.
  8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  9. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего для вас должны стоять его дела, заботы, радости и неудачи.
  10. Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

Завтра новый учебный день и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.

свернуть

Помогите детям не бояться!

Помогите детям не бояться!

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
свернуть

Как помочь агрессивному ребенку?

Правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  3. Наказания не должны унижать ребенка.
  4. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  6. Развивать способность к эмпатии.
  7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  8. Учить брать ответственность на себя.

Однако, все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет вам, родители, наладить взаимоотношения с ребенком.

Упражнения, направленные на обучение ребенка способам разрядки агрессивности и гнева:

  1. Комкать и рвать бумагу.
  2. Топать ногами.
  3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем бумагу скомкать и выбросить.
  4. Втирать пластилин в бумагу.
  5. Бить подушку или боксерскую грушу.
  6. Громко кричать, используя «стаканчик" для криков.

         Терпения вам и удачи, дорогие родители!

свернуть

Безопасное поведение детей в Интернете

Советы по безопасному поведению детей в Интернете в возрасте 14-17 лет.

  • Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме. Помогайте им решить возникшие проблемы.
  • Убедитесь, что подростки советуются с вами перед покупкой или продажей чего-либо в Интернете.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск. Напомните, что детям нельзя в них играть.
  • Поддерживайте уровень безопасности вашего компьютера на должном уровне. Если ваш ребенок лучше вас разбирается в программном обеспечении, то почему бы не поручить ему заботу о безопасности ваших семейных компьютеров? Можно ввести награду «За защиту семьи от Интернет-напасти».
  • Если ваши дети пишут блоги, убедитесь в том, что они не рассказывают слишком много о себе. Проведите оценку службы блогов и выясните, обеспечивает ли она возможность написания личных блогов, защищенных с помощью паролей. Сохраните интернет-адрес блога вашего ребенка и регулярно проверяйте его.
  • Просматривайте другие блоги, отыскивая положительные примеры для подражания для ваших детей.

 

Для того чтобы обезопасить свою семью от опасностей Интернета, соблюдайте следующие общие правила его использования:

  • Создайте при участии детей свод домашних правил пользования Интернетом и требуйте его неукоснительного соблюдения. Изменяйте его в соответствии с возрастом и запросами детей.
  • Требуйте от детей никогда не выдавать личную информацию в Интернете, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, номер школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, дату рождения, фотографии. Напоминайте, чем это может обернуться. Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.
  • Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают ваши дети. Убедитесь, что они не посещают сайты с оскорбительным содержанием, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
  • Настаивайте на том, чтобы подростки ставили вас в известность, если кто-либо в Интернете угрожает им. Никогда не разрешайте детям личные встречи со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.
  • Помогите защититься от спама. Научите подростков не отвечать на нежелательные письма. Используйте фильтры электронной почты для блокирования нежелательных сообщений.
  • Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
  • Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

 

Злоумышленники в Интернете стараются привлечь внимание и расположить к себе ребенка. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей, стараются выслушивать проблемы подростков и посочувствовать им.  Приведенные ниже признаки могут означать, что ваш ребенок в поле внимания злоумышленника:

  • Ваш ребенок проводит много времени в Интернете.
  • Подчас закрывает дверь в свою комнату и скрывает, чем он занимается, сидя за компьютером.
  • В семейном компьютере появились материалы откровенного содержания.
  • Вашему ребенку звонят люди, которых вы не знаете, или он сам звонит по номерам, которые вам незнакомы.
  • Ваш ребенок получает письма, подарки или посылки от неизвестного вам лица.
  • Ваш ребенок сторонится семьи и друзей и быстро выключает монитор компьютера или, если в комнату входит взрослый.

 

свернуть