Наши страхи
Почему мы боимся?
Самые распространенные страхи лежат в области межличностных отношений. На самом деле люди, как правило, больше всего боятся оказаться непонятыми, не понравиться, не найти взаимности, быть отвергнутыми или поднятыми на смех. Эти неуверенности в себе берут свое начало еще в детстве. Происходит это так: однажды возникает детский страх, потом он как-то незаметно обобщается, а в дальнейшем переносится нашим сознанием с одного источника на другой, уже даже без какой-либо причины. Часто подобные страхи в нас культивируют родители, сами того не желая, - пытаясь обезопасить или предъявляя к детям завышенные требования.
Чего мы боимся?
Страхи встречаются разные, их можно разделить на несколько категорий.
Например, есть страхи мистико-психические (страх порчи, суеверия, страх сойти с ума, страх страшных снов).
Есть страхи социально-оценочные, среди них: страх перед экзаменом, публичным воспитанием, страх позора, ответственности, страх показаться слабым, некрасивым.
Есть страхи пространственные: страх высоты, движения.
Есть страхи телесные: страх боли, боязнь крови, уколов, зубоврачебных процедур.
И завершают этот список страхи общебытийные, среди которых страх старения, одиночества, войны и стихийных бедствий, страх темноты и страх за жизнь близких.
Это далеко не весь перечень наиболее распространенных страхов, с одним из которых наверняка сталкивался каждый человек хотя бы раз в своей жизни.
Нужно ли бороться со своим страхом?
Не нужно бояться: страх свойствен всем живым. Наличие страха скорее показатель психического здоровья, чем его отсутствия. Со страхом стоит бороться только в том случае, когда он мешает жить, лишает человека здорового сна, аппетита, не дает нам нормально общаться с другими людьми. Вот тогда стоит задать себе вопрос: а что мне делать с моими страхами?
Первое, что стоит постараться понять и осознать: страх – творчество нашего собственного сознания. Он приходит извне, его нам не приносят инопланетяне как некий вирус. Страх создаем мы сами и подпитываем его тоже мы.
Как преодолеть страх?
Первый лучший способ – это идти туда, где страшно, делать то, чего боишься! Боишься плавать? Начни с малого, можно взять инструктора и потихоньку привыкать к воде и сужать границы своего страха. Когда мы делаем то, чего очень сильно боимся, мы «приручаем» свой страх, с каждым разом укрепляя уверенность в себе.
Очень хороший помощник в работе со страхом – это чувство юмора. То, над чем можно посмеяться, уже не так страшно. Необходимо научиться не нравиться. Если научиться достигать оценочной независимости, то справляться с тем, что ты можешь кому-то не нравиться, легко. Никто не обязан никому нравиться! В работе со страхом стоит учиться терпению и прощать себе ошибки. Помните гениальные слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
Для преодоления страха стоит принять тот факт, что в нашей жизни присутствует риск. Жизнь каждую минуту полна рисков, но рисковать стоит учиться осознанно, преднамеренно.
Правила подготовки к экзаменам
· Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
· Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
· Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
· Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
· Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
· При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
· Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
· Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
· Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
· Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
- В перерывах между занятиями активно подвигаться.
- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
- Использовать смехотерапию.
- Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Ты справишься!
· Заботиться о своем здоровье.
Организация самоподготовки к централизованному тестированию
Последний месяц-два перед тестированием - самые напряженные, самые горячие и самые волнительные. Нужно собраться с мыслями и в максимально короткие сроки вложить в голову максимальное количество материала… Невыученное - выучить. Недоученное - доучить. Повторить уже пройденное. Разложить в голове все по полочкам. И настроиться на победу. Что рекомендуют специалисты и как эффективно готовились к тестированию и экзаменам абитуриенты прошлых лет?
Рекомендации
· Приступая к подготовке к ЦТ, полезно составить план. Составляя план каждый день нужно чётко определить, что именно сегодня будете изучать. Хорошо начинать – когда не устали, пока свежая голова – с самого трудного.
· Обязательно чередовать работу с отдыхом.
· Полезно повторять материал по вопросам. Ответы записывать на лист, а затем сверять их с ответами в учебнике.
· После этого внимательно прочитать по учебнику.
· Полезнее составлять схемы, планы на бумаге. Это позволяет выделить гласное.
· Как можно больше решать.
Особенности запоминания
· Трудность запоминания растёт непропорционально объёму. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
· Распределённое заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем все сразу.
· Количество запоминания тем больше, чем выше степень понимания.
· Повторять лучше по памяти, чем многократное чтение.
· Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.
· Во сне человек не запоминает , но и не забывает.
Условия поддержания работоспособности
· Чередование умственного и физического труда.
· Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
· Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20-30 минут отвести взгляд вдаль, оторвать глаза от книги.
· Минимум телевизионных передач.
Накануне тестирования
· Оставьте один день перед ЦТ, чтобы повторить материал. Повторяйте его не по порядку.
· Если вы сильно волнуетесь, то представьте себе ситуацию экзамена.
· Черновики надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги.
· Не надо переутомляться. Вечером погуляйте. Выспитесь хорошо.
· Экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.