Родительские университеты
Положение о родительском университете
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете ГУО «Средняя школа №6 г.Бреста»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не фиксируется в Уставе школы.
1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) Московского района и города Бреста.
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
гражданское: о путях развития образования, школы.
консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
-трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Средняя школа №6 г.Бреста»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительские университеты».
3.2. Координатор родительского университета:
несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
координирует деятельность родительского университета;
осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогам, педагогом-психологом;
подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку, обеденный зал и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе школы;
Положение о родительском университете;
план работы на учебный год;
методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
Тематический план родительского университета для родителей учащихся I-IV классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
на 2024/2025 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
1 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
классный руководитель Литвинец С.Г., педагог-психолог Лях О.Н., медицинский работник |
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
беседа/ практикум/мастер-класс |
классный руководитель Литвинец С.Г., медицинский работник |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
классный руководитель Литвинец С.Г. |
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Литвинец С.Г., педагог-психолог Лях О.Н.
|
|
2 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
беседа/ семинар-практикум/вебинар |
классный руководитель Кравчук И.А. |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/вебинар |
классный руководитель Кравчук И.А., медицинский работник |
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Кравчук И.А. |
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс |
классный руководитель Кравчук И.А. |
|
3 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа/ семинар-практикум/вебинар |
классный руководитель Гусикова Т.В. |
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс |
классный руководитель Гусикова Т.В., педагог-психолог Лях О.Н. |
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия/ практикум |
классный руководитель Гусикова Т.В., педагог социальный Омельянюк М.А., медицинский работник |
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Гусикова Т.В. |
|
4 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
Классный руководитель Брыкова И.А., педагог-психолог Лях О.Н., медицинский работник |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
классный руководитель Брыкова И.А., педагог социальный Омельянюк М.А. |
3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
классный руководитель Брыкова И.А. |
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель Брыкова И.А.
|
Консультации для родителей учащихся I - IV классов в рамках родительского университета
№ п/п |
Тема |
Класс |
Ответственные |
Дата |
1 |
Психологические особенности младших школьников |
I |
Литвинец С.Г. |
Сентябрь |
2 |
Развитие памяти и внимания младших школьников |
I |
Литвинец С.Г. |
Ноябрь |
3 |
Мотивы учения младших школьников |
I |
Литвинец С.Г. |
Декабрь |
4 |
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
I |
Кравчук И.А. |
Январь |
5 |
Поощрение и наказание детей в семье |
I |
Литвинец С.Г. |
Февраль |
6 |
Леворукий ребенок в школе |
I |
Литвинец С.Г. |
Март |
7 |
Мотивы учения младших школьников |
I |
Литвинец С.Г. |
апрель |
9 |
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
I |
Литвинец С.Г. |
Май |
10 |
Воспитание вежливости |
II |
Кравчук И.А. |
Ноябрь |
11 |
Профилактика жестокого обращения с детьми |
II |
Кравчук И.А. |
Декабрь |
12 |
Как на самом деле любить своих детей? |
II |
Кравчук И.А. |
Январь |
13 |
Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка |
II |
Кравчук И.А. |
Февраль |
14 |
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях |
II |
Кравчук И.А. |
Март |
15 |
Роль отца в воспитании ребенка |
II |
Кравчук И.А. |
Апрель |
16 |
Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности |
II |
Гусикова Т.В. |
Май |
17 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение |
III |
Гусикова Т.В. |
Ноябрь |
18 |
Как выявить и развить способности детей? |
III |
Гусикова Т.В. |
Декабрь |
19 |
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста |
III |
Гусикова Т.В. |
Январь |
20 |
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей |
III |
Гусикова Т.В. |
Февраль |
21 |
Как помочь ребенку стать внимательнее? |
III |
Гусикова Т.В. |
Март |
22 |
Как привить ребенку любовь к чтению? |
III |
Гусикова Т.В. |
Апрель |
23 |
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
III |
Гусикова Т.В. |
май |
24 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? |
IV |
Брыкова И.А. |
Ноябрь |
25 |
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем |
IV |
Брыкова И.А. |
Декабрь |
26 |
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка |
IV |
Брыкова И.А. |
Январь |
27 |
Интеллектуальное развитие ребенка |
IV |
Брыкова И.А. |
Февраль |
28 |
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей |
IV |
Брыкова И.А. |
Март |
29 |
Как помочь ребенку правильно распределить свое время? |
IV |
Брыкова И.А. |
Апрель |
30 |
Организация свободного времени детей в период летних каникул |
IV |
Брыкова И.А. |
май |
Тематический план родительского университета для родителей учащихся V-IX классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
на 2024/2025 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
5 классы |
|
|
|
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/вебинар |
классный руководитель Протасевич Т.В. психолог, мед. работник |
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
классный руководитель Протасевич Т.В. |
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/ беседа/ вебинар |
классный руководитель Протасевич Т.В. |
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель Протасевич Т.В. , педагог социальный |
|
6 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
классные руководители Носулич С.А., Савчук Е.Н., СППС с приглашением священника |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/вебинар/ психологический тренинг |
классные руководители Носулич С.А., Савчук Е.Н. |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/мастер-класс |
классные руководители Носулич С.А., Савчук Е.Н. |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конферен-ция/ семинар-практикум/вебинар |
классные руководители Носулич С.А., Савчук Е.Н. |
|
7 класс |
|
|
|
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
классный руководитель Демиденко В.В., педагог-психолог |
2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
классный руководитель Демиденко В.В., педагог социальный с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних |
3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Демиденко В.В., СППС, с приглашением священника |
4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех. |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Демиденко В.В.
|
|
8 классы |
|
|
|
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ вебинар |
классный руководитель Тюшкевич И.В. |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классныей руководитель Тюшкевич И.В., педагог-психолог Лях О.Н., педагог социальный Омельянюк М.А., с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/ семинар-практикум/вебинар |
классны руководитель Тюшкевич И.В. |
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ семинар-практикум/психологический тренинг |
классный руководитель Тюшкевич И.В. |
|
9 класс |
|||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
классные руководители Ковальчук Е.Н., Лопошук О.И., педагог-психолог Лях О.Н., медицинский работник |
2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/вебинар |
классные руководители Ковальчук Е.Н., Лопошук О.И., с приглашением священника |
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
классные руководители Ковальчук Е.Н., Лопошук О.И. |
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
форум/ семинар-практикум/вебинар |
классные руководители Ковальчук Е.Н., Лопошук О.И. |
Консультации для родителей учащихся V - IX классов в рамках родительского университета
№ п/п |
Тема |
Класс |
Ответственные |
Дата |
1 |
Мой ребенок становится подростком
|
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Ноябрь |
2 |
Ребенок в коллективе сверстников
|
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Декабрь |
3 |
Психологические особенности младших подростков |
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Январь |
4 |
Компьютерные игры: польза или вред? |
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Февраль |
5 |
Вопросы дисциплины
|
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Март |
6 |
Ответственность родителей за воспитание детей |
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
Апрель |
7 |
Межличностное общение подростков
|
V |
Савчук Е.Н. Носулич С.А. |
май |
8 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка |
VI |
Гостило Т.И. |
Ноябрь |
9 |
Трудности переходного возраста |
VI |
Гостило Т.И. |
Декабрь |
10 |
Школьные конфликты |
VI |
Гостило Т.И. |
Январь |
11 |
Как научить учиться с удовольствием? |
VI |
Гостило Т.И. |
Февраль |
12 |
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? |
VI |
Гостило Т.И. |
Март |
13 |
Трудовое воспитание в семье |
VI |
Гостило Т.И. |
Апрель |
14 |
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
VI |
Гостило Т.И. |
Май |
15 |
Ваш любимый неидеальный ребенок |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Ноябрь |
16 |
Подростковый возраст: проблемы полового созревания |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Декабрь |
17 |
Трудности общения. |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Январь |
18 |
Конфликты между подростками, основные причины конфликтов |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Февраль |
19 |
Как помочь ребенку стать взрослым? |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Март |
20 |
Подростки в социальных сетях: безопасное поведение |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Апрель |
21 |
Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье |
VII |
Тюшкевич И.В. |
Май |
22 |
Как научиться понимать и принимать подростка? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Ноябрь |
23 |
О родительском авторитете |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Декабрь |
24 |
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Январь |
25 |
Подросток в социальных сетях: что делать? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Февраль |
26 |
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Март |
27 |
Домашняя работа: удовольствие или наказание? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Апрель |
28 |
Подросток в социальных сетях: что делать? |
VIII |
Ковальчук Е.Н. Лопошук О.И. |
Май |
29 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Ноябрь |
30 |
Самооценка поведения |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Декабрь |
31 |
Как помочь подростку в выборе профессии? |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Январь |
32 |
Как научить детей распоряжаться деньгами? |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Февраль |
33 |
Свободное время и его значение в формировании личности подростка |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Март |
34 |
Интернет-зависимость: пути преодоления |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Апрель |
35 |
Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
IX |
Гаврилкович Е.А |
Май |
Тематический план родительского университета для родителей учащихся X-XI классов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
на 2024/2025 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
10 класс |
|||
1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/вебинар |
Классный руководитель Гаврилкович Е. В., педагог социальный Омельянюк М.А., медицинский работник |
2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
Классный руководитель Гаврилкович Е.В., педагог-психолог Лях О.Н. |
3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа/ круглый стол/ вебинар |
Классный руководитель Гаврилкович Е.В. |
4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
классный руководитель Гаврилкович Е.В, педагог-психолог Лях О.М. |
|
11 класс |
|||
1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии
|
октябрь |
семинар-практикум/форум/ вебинар |
классный руководитель Булько С.М., педагог-психолог Лях О.Н. |
2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
беседа/ практикум |
классный руководитель Булько С.М. с приглашением медицинского работника, инспектора по делам несовершеннолетних |
3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
классный руководитель Булько С.М., педагог социальный Омельянюк М.А., с приглашением священника |
4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
семинар-практикум/мастер-класс/ психологический тренинг |
классный руководитель Булько С.М., педагог-психолог Лях О.Н. |
Консультации для родителей учащихся X - XI классов в рамках родительского университета
№ п/п |
тема |
класс |
ответственный |
дата |
1 |
Психофизиологические особенности десятиклассников |
X |
Гаврилкович Е.В |
Ноябрь |
2 |
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания |
X |
Гаврилкович Е.В |
Декабрь |
3 |
Личное ли это дело – личное счастье? |
X |
Гаврилкович Е.В |
Январь |
4 |
Особенности здоровья и физического развития старшеклассника |
X |
Гаврилкович Е.В |
Февраль |
5 |
Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников |
X |
Гаврилкович Е.В |
Март |
6 |
Кем быть и каким быть? |
X |
Гаврилкович Е.В |
Апрель |
7 |
Организация досуга старшеклассников |
X |
Гаврилкович Е.В |
май |
8 |
Закон и ответственность несовершеннолетних |
XI |
Булько С.М. |
Ноябрь |
9 |
Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников |
XI |
Булько С.М. |
Декабрь |
10 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение |
XI |
Булько С.М. |
Январь |
11 |
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе |
XI |
Булько С.М. |
Февраль |
12 |
Формирование здорового образа жизни |
XI |
Булько С.М. |
Март |
13 |
Научная организация учебного труда старшеклассников |
XI |
Булько С.М. |
Апрель |
14 |
Самореализация личности |
XI |
Булько С.М. |
май |